Рифма и ее разновидности
Рифма – это частичная или полная схожесть окончаний строк стихотворения. Схожесть важна более в звучании, нежели в написании, то есть, это может быть точная рифма (одинаковые окончания) или приближенная (схожие окончания по звучанию). Классическая рифма, признанная в русском стихосложении, основывается в первую очередь на созвучии ударных гласных. Существует понятие клаузулы.
Клаузула – это созвучие окончания стиха, звуковой повтор. Именно она подчеркивает паузу между настоящей и следующей строкой стиха и задает ритм.
Ударные гласные разделяют рифму на несколько видов по тому, в каком от конца строки слоге находится ударный звук: 1. Мужская: первый слог с конца ударный. 2. Женская: второй слог с конца ударный. 3. Дактилическая: третий слог с конца ударный. 4. Гипердактилическая: четвертый слог с конца ударный, либо ударение еще дальше.
Как легко запомнить?
Мужская рифма: му-жИк (ударение на последний слог)
Разбиты мечтЫ: Обнимаешь не тЫ. Плохо однОй, Пусть обнимет другОй.
Женская рифма: бА-ба (ударение на предпоследний слог)
Утекают гОды, Как по трубам вОды. Скоро стану стАрой, Рыхлою опАрой.
Дактилическая рифма: не-вЕ-до-мо (ударение на третий слог с конца)
Осень холОдная, Цвета болОтного, Лужи замЕрзшие, Листья засОхшие…
Гипердактилическая рифма: не-до-скА-зан-но-сти (ударение на четвертый слог с конца)
Зима снегом очарОвывает, Толстым льдом озера скОвывает.
По схожести окончаний стихов рифма подразделяется на два вида: 1. Точная 2. Неточная
Точная рифма наиболее традиционна, ею писали русские классики и чем больше стихотворений написано, тем банальнее она становится. С каждым разом все сложнее подобрать точную рифму в стихах. Большинство из них в наши дни стали заезженными, например «кровь-любовь-морковь». Идеальное созвучие, но, тем не менее, уши режет. Неточная рифма сложнее, ее нужно не видеть, а чувствовать. У тех поэтов, которые имеют особый поэтический слух, с неточной рифмой проблем не возникает. Неточная рифма не зависит от ударного слога, в отличии от точной.
Существует еще одна классификация, разделяющая рифмы на: 1. Бедные (омонимичные) рифмы 2. Богатые рифмы
Бедная рифма характеризуется тем, что созвучными являются только ударные слоги, а богатая отличается тем, что созвучие не только в ударных слогах, но и до них. Омонимичной бедную рифму называют, потому что чаще всего она основывается на омонимах, словах, которые рознятся только по значению.
Говоря о бедных рифмах нельзя обойти стороной классификацию по частям речи: 1. Глагольная рифма 2. Неглагольная рифма
Глагольная рифма критиками давно признана бедной рифмой и злоупотреблять ею крайне не желательно. Но, если глагол рифмуется не с глаголом, а другой частью речь, например «брешь – съешь», то это вполне приемлемый вариант.
Очень обогащает рифму стихотворения такой прием, как аллитерация. Этот прием пришел в русскую поэзию из средневековой европейской. Суть его в том, что созвучными должны быть не только окончания. Самым ярким примером аллитерации в русском языке являются рифмованные скороговорки, в которых повторяются одни и те же звуки или сочетания звуков.
Таким образом, рифма зависит не только от одинаковости написания окончаний строк, но и от ударения, от окружающих согласных и даже от того, какая часть речи рифмуется.
|