Метры,
стопы, размеры
Что необходимо знать начинающему поэту?
Ведь существуют некие критерии оценки стихотворений. В поэтическом тексте
должна быть не только свежая идея или мысль, взаимосвязь формы и содержания, но
и ясное и грамотное изложение. Если поэт не обладает этим минимумом, то
читатель никогда его не поймет. Поэтому крайне необходимо знать азы
метрического стихосложения.
Для начала
определимся с терминами, так в дальнейшем будет проще разобраться со
всеми этими метрами, стопами и размерами.
Метрика
представляет собой учение о стихотворных
размерах и системе стихосложения, делает упор главным образом на то, как
построен стих.
Метр
– сам стихотворный размер, благодаря которому стихотворение отличается
упорядоченностью. К специфическим стиховым метрическим единицам относятся
стопы, строфы. При этом метрическое стихосложение является определенной
последовательностью долгих и кратких слогов.
Стопа
–
повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов, определяющих его размер.
Теперь от теории к практике. В зависимости
от особой организации речи (паузы между словами, расположение ударных слогов)
можно определить стихотворный размер поэтического произведения. Именно при
помощи чередования сильных и слабых слогов у стихотворения появляется
стихотворный ритм. Рассмотрим самые
известные двусложные и трехсложные размеры, так как они имеют большее
распространение в поэтическом мире, в отличие от четырехсложных (пеон),
пятисложных (пентон), односложных (брахиколон) размеров.
Двусложные
размеры
Хорей, или трохей, –
двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. При
этом ударными будут являться первый, третий, пятый и т.д. Схема выглядит следующим образом: / _
/ _ / _ /, где / - ударный, _ - безударный. Наиболее распространен
четырехстопный хорей. Чтобы определить количество стоп в строке, достаточно
подсчитать, сколько раз чередуются безударные и ударные. Хорей считается самым простым двусложным
размером. Интересно, что им написано большинство колыбельных.
НА
душЕ моЕй покОй,
Утро
пАсмурнО, тумАнно…
Ямб
– двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог.
Ударными будут второй, четвертый, шестой и т.д. Схема такая: _ / _ / _ / _ /. Ямбические
стихи больше подходят для лиричных произведений. Четырехстопный ямб активно
применяется в лирике и драме.
МедАль
отцА в рукЕ моЕй лежАла,
ТяжЕлой
нОшей жглА моЮ ладОнь…
Трехсложные
размеры
Анапест
– трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на последний
(третий) слог. Ударными являются третий, шестой,
девятый. Схема анапеста имеет такой вид:
_ _ / _ _ / _ _ /.
На
востОчном базАре и шелкА, и парчА,
На
востОчном базАре свет и рАдость моЯ.
Дактиль
– трехсложный стихотворный размер, в
котором ударение падает на первый слог (из трех). В сильной позиции
оказываются первый, четвертый, седьмой. Схема дактиля: / _ _ / _ _ / _ _.
СлАвная
Осень! ЗдорОвый, ядрЕный
ВОздух
устАлые сИлы бодрИт…
Амфибрахий
– трехсложный стихотворный размер, ударение в котором падает на второй слог. Ударные
слоги – второй, пятый, восьмой. Схема амфибрахия такого вида: _ /
_ _ / _ _ / _.
Не
вЕтер бушУет над бОром,
Не
с гОр побежАли ручьИ.
Трехсложные размеры считаются более
гибкими и близкими к разговорной речи, чем двусложные. Но начинающим поэтам не стоит забывать, что
недостаточно изучить основы и законы стихосложения. Чтобы стать настоящим
творцом прекрасного, необходимо не только усердие, но и, конечно же, талант.