Проза
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [20]
Проза. [7]
В данной категории публикуется проза
Конкурсы [7]
Конкурс - Любовная лирика!
Конкурс - Пейзажная лирика [2]
Новый конкурс для начинающих авторов.
Вне конкурса. [5]
Стихи уже публиковавшиеся в сети Интернет.

Копилка сайта

Фотостихия
Фото и стихи [18]
Стихотворения с картинками
Flamma [3]
Стихи
Разное [1]
Стихотворения
Новый год [3]
Поздравления с Новым годом!
Gipocrat [19]
Любовь. Жизнь. Мистика.

Поиск

Вход на сайт


Облако тегов

Новости форума
  • Владимир Шебзухов "О детях и для детей" (244)
  • СТИХИ О ЛЮБВИ (39)
  • Музыка любви (2)
  • СТИХИ О ПРИРОДЕ (17)
  • Детские стишки. (20)
  • Владимир Шебзухов «По мотивам Алана Милна» (18)
  • Владимир Шебзухов "Анекдоты для детей" по мотивам А.Милна (0)
  • Про двух ленивых мышат Сказка в стихах (7)
  • Дед Мороз и заяц Сказка в стихах (4)
  • Про медведя, волка и лису Сказка в стихах (9)

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Странников: 1
    Постоянных: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 11:29

    Главная » Статьи » Статьи

    Стихотворные размеры

    Метры, стопы, размеры

         Что необходимо знать начинающему поэту? Ведь существуют некие критерии оценки стихотворений. В поэтическом тексте должна быть не только свежая идея или мысль, взаимосвязь формы и содержания, но и ясное и грамотное изложение. Если поэт не обладает этим минимумом, то читатель никогда его не поймет. Поэтому крайне необходимо знать азы метрического стихосложения.

         Для начала  определимся с терминами, так в дальнейшем будет проще разобраться со всеми этими метрами, стопами и размерами.

    Метрика  представляет собой учение о стихотворных размерах и системе стихосложения, делает упор главным образом на то, как построен стих.

    Метр – сам стихотворный размер, благодаря которому стихотворение отличается упорядоченностью. К специфическим стиховым метрическим единицам относятся стопы, строфы. При этом метрическое стихосложение является определенной последовательностью долгих и кратких слогов.

    Стопа – повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов, определяющих его размер.

         Теперь от теории к практике. В зависимости от особой организации речи (паузы между словами, расположение ударных слогов) можно определить стихотворный размер поэтического произведения. Именно при помощи чередования сильных и слабых слогов у стихотворения появляется стихотворный ритм.  Рассмотрим самые известные двусложные и трехсложные размеры, так как они имеют большее распространение в поэтическом мире, в отличие от четырехсложных (пеон), пятисложных (пентон), односложных (брахиколон) размеров.

    Двусложные размеры

         Хорей, или трохей, – двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. При этом ударными будут являться первый, третий, пятый и т.д.  Схема выглядит следующим образом:  / _ / _ / _ /, где / - ударный, _ - безударный. Наиболее распространен четырехстопный хорей. Чтобы определить количество стоп в строке, достаточно подсчитать, сколько раз чередуются безударные и ударные.  Хорей считается самым простым двусложным размером. Интересно, что им написано большинство колыбельных.

    НА душЕ моЕй покОй,

    Утро пАсмурнО, тумАнно…

     

         Ямб – двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. Ударными будут второй, четвертый, шестой и т.д.    Схема такая: _ / _ / _ / _ /. Ямбические стихи больше подходят для лиричных произведений. Четырехстопный ямб активно применяется в лирике и драме.

    МедАль отцА в рукЕ моЕй лежАла,

    ТяжЕлой нОшей жглА моЮ ладОнь…

     

    Трехсложные размеры

    Анапест – трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на последний (третий) слог.   Ударными являются третий, шестой, девятый.  Схема анапеста имеет такой вид: _ _ / _ _ / _ _ /.

    На востОчном базАре и шелкА, и парчА,

    На востОчном базАре свет и рАдость моЯ.

     

    Дактиль – трехсложный стихотворный размер, в  котором ударение падает на первый слог (из трех). В сильной позиции оказываются первый, четвертый, седьмой. Схема дактиля:  / _ _ / _ _ / _ _.

    СлАвная Осень! ЗдорОвый, ядрЕный

    ВОздух устАлые сИлы бодрИт…

    Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, ударение в котором падает на второй слог.  Ударные слоги – второй, пятый, восьмой. Схема амфибрахия такого вида: _ / _ _ / _ _ / _.

    Не вЕтер бушУет над бОром,

    Не с гОр побежАли ручьИ.

         Трехсложные размеры считаются более гибкими и близкими к разговорной речи, чем двусложные.  Но начинающим поэтам не стоит забывать, что недостаточно изучить основы и законы стихосложения. Чтобы стать настоящим творцом прекрасного, необходимо не только усердие, но  и, конечно же, талант.

     

     

    Категория: Статьи | Добавил: ОРИОН (08.11.2013) E
    Просмотров: 2465 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика