Какой текст вам больше по душе сухой или мокрый? Сразу вспоминается фильм Эльдара Рязанова «Служебный рома» ‒ вот уж где отсутствует сухость речи. Запоминающийся текст диалога главных героев, выстреливает с первого раза, не оставляет равнодушными, воздействует положительным образом на наше сознание. Именно такие литературные произведения (будь-то проза или стихотворение) и становятся классикой жанра. Чтобы ваше творчество не было сухим и несъедобным, используйте при написании текстов и стихов синонимы, метафоры, эпитеты, сравнения, аллегории, инверсию и параллелизмы. Синонимы Слова, различные по звучанию и написанию, но выражающие сходные (но отнюдь не одни и те же) понятия, называются синонимами. Примеров таких синонимических слов множество: старый, ветхий, убогий, заброшенный дом; она испытывала одновременно: трепет, радость, умиление, переходящие в обожание и восторг; страх, стремительно перерастающий в ужас, испытывали мы все; что путь, что дорога ‒ всё равно и т.д. Каждое синонимическое слово должно употребляться правильно и максимально приближать читателя к смыслу, вложенному в высказывание. Посмотрите, как точно и грамотно используется метафора в поэме В.Маяковского «Во весь голос». Парадом развернув моих страниц войска, Я прохожу по строчечному фронту... Поэт взял за основу тот факт, что и войска и строчки можно выстроить. В наше время многие метафоры и сравнения мы употребляем автоматически, даже не задумываясь об истинном смысле слов. Его грызла совесть, долго и коварно. Свалился он на нас, словно снег на голову. Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки. Такие метафоры называются фразеологизмами или устойчивыми выражениями. Эпитеты Уже когда произносишь это слово, думаешь о чём-то очень сочном, наполненном смыслом до самого края. Эпитеты характерны для художественных и поэтических текстов. Эпитеты могут выражаться существительными, наречиями, прилагательными или глаголами, но чаще представляют из себя связки слов: Золотые руки Зверский аппетит Люто ненавидеть и т.д. Сравнения В основе этого литературного термина лежит предполагаемое, или прямое сравнение одного предмета с каким-либо другим. Часто в поэзии сравнивают испытываемые человеком чувства с полётом птиц, с порханием бабочек или с дуновением ветра. Сравнение ‒ это один из тех элементов, которые привносят в художественные тексты особый колорит, вызывают ассоциации: Он был голоден как волк. Марианна была прекрасна, словно богиня. Вода в озере была чистой и прозрачной, словно стекло. Аллегория Представление чего-то отвлечённого, сугубо абстрактного с помощью земных понятных образов ‒ это и есть аллегория. Вспомните Иисуса Христа, он разговаривал с людьми, приходящими к нему, притчами и часто при этом сравнивал жизнь на небесах с какими-то доступными и понятными нам вещами. Так объясняя притчу о сеятеле, Иисус проводит параллель между результатами сеяния хлебов и реакциями людей на проповедь о Царствии Небесном. А само Царствие сравнивает то с небесным городом, то с вечным блаженством. Этот приём часто используется и при написании стихов. Смерть – объятия Аида Влюблённость ‒ поражение стрелой Амура Сон – царство Морфея Правосудие – Фемида Инверсия Умышленное использование обратного порядка слов в предложении для усиления воздействия на психику тех или иных фрагментов ‒ называется инверсией. Или иными словами говоря, благодаря тому, что в русском языке не установлены строгие правила расположении слов в предложении, мы можем написать всё как бы шиворот-навыворот. «Были все готовы завтра бой затеять новый» (М. Лермонтов) «Швейцара мимо он стрелой» (А. Пушкин) «Итак, звалась она Татьяной…»(А. Пушкин) Параллелизмы Расположенные рядом, тождественные или сходные элементы речи в смежных частях текста ‒ называются параллелизмами. Такими выраженными параллелями могут быть слова, словосочетания, части предложений или целые предложения. Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы В. Брюсов «Китайские стихи» В поэтических произведениях часто встречаются параллелизмы, состоящие из коротких предложений, соответствующих одно другому по форме. На небе солнце - и в палатах солнце; На небе месяц - и в палатах месяц; На небе звезды - и в палатах звезды. Былина «Садко» Такие параллелизмы в поэзии только приветствуются. Они позволяют наглядно увидеть и оценить обстановку, сравнить личностные характеристики героев. Однако при использовании этого и других перечисленных выше приёмов литературного творчества избегайте тавтологии ‒ то есть бессмысленного повтора одного и того же, но немного изменёнными словами. Это ничуть не украсит ваш текст, а наоборот сделает его неудобоваримым. Используйте каждый приём в разумных пределах. Перенасыщенный метафорами, сравнениями и афоризмами текст ‒ плохой текст. Каждый художественный инструмент выполняет свою отведённую сугубо ему функцию, все вместе они позволяют насытить печатное слово красками, придать ему необходимый объём и форму. Итак, вы наверняка уже поняли, что стихотворение написать ‒ это совсем не простая задача. Как говорится: «Перо пишет, а ум водит». Но не спешите оставлять свои литературные начинания и хоть иногда радуйте своих родных литературным апломбами. Не забывайте: «Не боги горшки обжигают!» Пусть литературный легкокрылый Пегас посетит и ваш дом!
Это у меня есть одно стихотворение, про осень, мы с дочей его даже выучили, так оно как раз на эмоциях писалось... Одна учительница сказала, что я бездарность и не слышу стихи, а я ей назло написала, так потом она же в газету это стихотворение и поместила в детский раздел)
Вот какая учительница непоследовательная. Интересно было бы прочитать ваше осеннее стихотворение. Возможно, что к вам в тот момент пришло вдохновение и на свет появились стихи)
Я всегда сначала напишу, а потом уже пытаюсь подобрать более понятные образы. Хотя, честно сказать, я редко редактирую стихи. Как пришло стихотворение, так и продолжает жить. Не знаю почему так. Может быть, все связано с тем, что пишу я всегда на эмоциях. И не умею писать на заказ. Точнее, и на заказ могу, но стихи в этом случае кажутся мне сухими. Но вы правы, сначала творчество, а затем анализ.
Написать стихотворение иногда очень просто, главное, чтобы Муза стояла рядом, а не курила в стороне. И совсем не задумываешься, какие ты используешь средства выразительности для описания того или иного явления - Нивы сжаты, рощи голы... Вроде ничего не сказано, а внутри пустота какая-то появляется, грустно и скучно становится... Осень... А когда стих уже готов, начинаешь его доводить до ума, стараешься, чтобы не ты один чувствовал одиночество, грусть, радость. Тут-то и подбираешь такие сравнения, чтобы настроение передать, выразить эмоцию. Сначала творчество, потом анализ. Я не права?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]